Узнайте об элитной недвижимости в Петербурге

Перейти в раздел

Массовая инвентаризация недвижимости и земли: что планируют власти

Каждый новый министерский руководитель старается сделать так, чтобы его запомнили. Не стал исключением и министр экономического развития Российской Федерации Максим Станиславович Орешкин, который сказал следующее:

«Становится очевидным, что пора двигаться дальше и проводить полную инвентаризацию и учет всех без исключения объектов недвижимости, прежде всего земельных участков».

Конечно, министр понимает, что сделать такую работу за небольшой срок и без участия инновационных технологий невозможно.

Очевидно, что власти хотят пополнить бюджет налогами на недвижимость в ещё большем объеме. Сейчас мы имеем ситуацию, когда на земельных участках построено много капитальных строений, которые не прошли кадастровый учёт, не прошли кадастровую оценку и не существуют в правовом поле для целей налогообложения. Данная ситуация не может остаться без внимания государственных служащих, которые должны контролировать свою отрасль полностью. Прежде всего, это касается загородной недвижимости, и основная проблема, связанная с постановкой таких строений на кадастровый учет — это, прежде всего, большая территория нашей страны и массив данных, который необходимо обработать, чтобы провести подобные нововведения в определённые сроки.

В настоящее время для этой реализации нет универсального инструмента, о чём можно судить хотя бы по тому, что было в Московской области. Напомним, что для выявления объектов были применены летательные дроны. Инициаторами данного эксперимента выступили Министерство имущественных отношений Московской области и Московское областное Бюро технической инвентаризации. Снимки, которые были сделаны — это большой объем работы, который надо обработать.

Если все механизировать, то это повлечет ошибки, из-за которых пострадают собственники обнаружившихся «построек» (пример: дровяник или надувной бассейн), а также окажет отрицательный эффект на репутацию государственных органов. Нам уже известны случаи, когда внедрение современных технологий приносили финансовые и репутационные потери. Например, Сбербанк в результате ошибок искусственного интеллекта потерял миллиарды рублей.

На данный момент собственники земельных участков рискуют оказаться в ситуации, когда им придется доказывать, что строение не является объектом недвижимого имущества, однако и здесь не все так просто, и мониторинга летательного дрона недостаточно для того, чтобы государство взимало налог и на место должна прибыть выездная группа, в составе которой есть кадастровый инженер.

Если выездная группа подтверждает наличие объекта недвижимости, который не поставлен на кадастровый учёт, то она уведомляет собственника земельного участка о необходимости поставить объект на кадастровый учет и начать уплачивать налог.

Если собственник не согласен с тем, что постройка является объектом недвижимости, то он должен подать исковое заявление в суд, где ответчиками будет Федеральная налоговая служба и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Министерством Финансов России были даны достаточно интересные разъяснения о том, что все объекты хозяйственного назначения на садовых и дачных участках независимо от их конкретного наименования могут быть отнесены к хозяйственным строениям и сооружениям (письмо от 16 мая 2017 г. № 03-05-04-01/29325), поэтому скорее всего данный процесс в будущем приведет ещё к большему количеству судебных споров.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По недвижимому имуществу существует ряд письменных разъяснений. Ну, например, что не могут быть самостоятельным предметом гражданского оборота: резервуары, навесы, модульные конструкции, бетонированные площадки, асфальтовые замощения, ограждения, ирригационно-мелиоративные сооружения и сети жилищно-коммунального обеспечения, каменные стены, бетонные перекрытия, шиферная кровля, зрительские трибуны, причальные стенки и тому подобное.

По оценкам экспертов, до 70% земельных участков не имеют четких границ (неверные координаты) или не оформлены в соответствии с действующим законодательством, а это огромный ресурс для пополнения бюджета деньгами. Однако дать однозначный ответ на то, кто будет контролировать данный процесс, невозможно, ведь уже сейчас на практике существует немало примеров, когда на кадастровом учёте стоят объекты, которые не должны ставиться на кадастровый учёт по закону и наоборот.

Мы приходим к ситуации, когда есть закон и официальные разъяснения, но они могут быть по-разному истолкованы.

У государственных органов есть право «заглядывать» в нашу частную жизнь, ведь это важно для государственных целей по пополнению бюджета, основано на законе и называется административное обследование объекта земельных отношений. Предусмотрено административное обследование ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой говорится Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование, в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), и другими методами.

Подобная работа может проводиться комплексно с привлечением других государственных органов, ведь в процессе административного обследования могут выявляться нарушения, связанные с водоохранными зонами, несанкционированными местами свалок и прочими факторами. При должном взаимодействии можно решать множество проблем, что особенно важно можно решать проблемы экологии, потому что среда нашего обитания — это наше будущее.

Саму работу по постановке на кадастровый учет и оформление в собственность выявленных объектов необходимо систематизировать, организовать и финансировать, так как действия со стороны власти правильные, но главное, чтобы они не причиняли ущерба и неудобств гражданам. Действия на выявление объектов недвижимости и работу с ними можно в полной мере назвать рентабельными и выгодными в самой ближайшей перспективе, так как бюджет будет пополняться ни только от увеличения налогооблагаемой базы, но и от штрафов, выписываемых собственникам за то, что объекты не были поставлены на кадастровый учёт.

Остается надеяться, что, найдя новый источник пополнения бюджета, государство будет проводить работу осторожно и корректно, учитывая права и интересы наших граждан.

Оригинал статьи можно прочитать здесь: https://www.klerk.ru/buh/articles/484052/

Онлайн радио #radiobells_script_hash